Главная » Статьи » Отчеты о соревнованиях

Стамбульские контрасты, часть 1

И контрастен и приколист
В пестроте своей Стамбул.
Кое-где он мегаполис,
Кое-где – большой аул.

Алексей Романов

Многодневка Istanbul 5 Days проходила в Стамбуле и его окресностях 3-7 ноября. Сегодня я начинаю публиковать серию статей об этой поездке. Текст – мой, четверостишия  – Алексея Романова, фотографии от всех по чуть-чуть – от Кристины Богомягковой, Алены Сухаревской, Георгия Фечо, Виталия Кириченко, Марины Романовой.

В Стамбул я летел уже второй раз. Поэтому более-менее знал что к чему и ожидал классной поездки. Так и получилось.

2 ноября. Длинный-длинный день.

Снова, как и в прошом году, подъем в 4 утра: просыпаюсь, дособираю сумку, завтракаю и ловлю себя на мысли, что начинается день, который будет длиться долго-долго и под завязку окажется наполнен событиями, людьми и всевозможными достопримечательностями.

В облуплившееся здание, которое в Одессе громно именуют «Аэровокзал» меня везет отец, а в Турцию из семьи я еду один. Приезжаем заранее. Постепенно подтягиваются одесситы, а потом и еще несколько человек, с которыми мы отлично проведем следующую неделю. С Жорой Фечо мы немного общались перед вторым днем в Киеве, там же я узнал что с нами будет Настя Калиновская, с Аленой Сухаревcкой я познакомился прямо в аэропорту. Как и с Владимиром Гнедовым, ведь со сборной в Норвегии и Венгрии я не езжу.

Несмотря на то, что в том году я уже летал из одесского аэропорта, на этот раз потерялся в двух окнах: паспортный контроль и сдача багажа. Именно в таком порядке эти пункты находятся по направлению движения, хотя по смыслу должно быть наоборот. Вместе с нами вылетает уже знакомый рейс в румынскую Тимишоару (город известен тем, что их клуб выбил в каком-то году из какого-то еврокубка то ли  донецкий Шахтер, то ли киевское Динамо). Чуть позже был еще один рейс – в Санкт-Петербург. На этом утренняя программа аэропорта исчерпывается. Нормальные авиакомпании не хотят убивать свои самолеты об наши разбитые взлетные полосы. А кто-то говорил про Евро-2012 в Одессе. Без комментариев.

При взлете пролетаем над Сухим лиманом. На фото на дальнем берегу между облаков видно Ильичевский порт, еще дальше за ним – город, но уже в облаках.

На подлете к Стамбулу все покрыто облаками. Тем неожиданнее увидеть верхушку какой-то башни, скорее всего минарета одной из бесчисленных мечетей.

Стамбульский аэропорт, несмотря на то, что раз в 100 больше одесского, не вызывает проблем с ориентированием. Предельно лаконичные указатели на английском, и вот мы на горизонтальном эскалаторе едем на паспортный контроль, а затем выходим на прием багажа. Кстати, никто не проверяет, свою ли ты взял сумку.

В аэропорту нас встречает турецкий таксист. У него есть еще один пассажир, из Азербайджана, хорошо говорит по-русски. Разговорились. С ним у меня состоялся примерно такой диалог, он спрашивает:

- А вы спортсмены?

- Да, занимаемся спортивным ориентированием. Нужно в лесу с помощью карты искать контрльные пункты.

- Чего только не напридумывают! Получается, если есть спортивное ориентирование, значит есть и не спортивное?

- Не спортивное – это трейл.

Азербайджанец нашей шутки, наверное, не понял, а мы все смеемся.

Чем поражает Стамбул сразу на выезде из аэропорта – это отличными многополосными трассами и многоуровневыми развязками. Но пробки в час пик все равно возникают. Через часик мы все-таки доехали до нашей гостиницы (самый центр, от Голубой Мечети вниз метров двести к Мраморному морю), поселились и пошли гулять. До мандатки еще есть время, поэтому на Гранд Базар – арену пятого дня! Точнее сначала пошли покушать «у дедушки». Там питались наши в прошлом году, хозяин нас узнал и был очень рад постоянным клиентам. А через пару дней и вовсе поил нас чаем со сладостями за счет заведения.

Турецкая кухня, как и все остальное здесь – это контрасты. Первые и вторые блюда непривычно острые, перца и специй они не жалеют. Зато десерты настолько приторные, что съесть много очень трудно. А хочется. Баклавы (у нас говорят «пахлава») существует несчетное количество видов, но в основе три компонента: мед, тесто и орехи. А еще нам подавали засахаренную тыкву – тоже очень вкусно, но настолько сладко, что съесть весь кусок невозможно, даже осознавая, что нашару. Чай подают в маленьких стаканчиках. У нас их таких стопариков обычно пьют водку ). Лимон принято давить в суп, а не в чай.

Блюда, ввиду незнания кулинарного английского, мы заказывали путем тыкания в витрину. Я хотел картошку с грибами. Тыкаю. Насыпают. Начинаю есть, и оказывается, что у меня в тарелке картошка с жареными баклажанами (синенькие). Я в еде непереборчив, ем практически все. Но меньше всего на свете люблю жареные кабачки и синие. Так что я очень разочаровался, увидев их вместо жареных грибов. Но я не растерялся, и выменял их на мясо и котлеты из соседних тарелок (спасибо Игорю и Виталику).

Как следует подкрепившись, отправляемся на Гранд Базар. По-турецки он называется Капалы Чарши и, наряду с собором Святой Софии, Голубой Мечетью и султанским дворцом является одним из главных символов Стамбула. Базар работает с понедельника по субботу, а в первое воскресенье ноября там обычно бегают ориентировщики. На Гранд Базаре есть все: одежда и обувь, сумки и шляпы, украшение и драгоценности, всевозможные сувениры и поделки местных мастеров. Одно из хитрых мест для ориентирования – очень узкий проход в один из двориков. Как мы догадались, это место для туристов не предназначено, потому проход такой узкий и практически незаметен. Но так как там постоянно ставят КП, мы пошли погулять в «запретную зону». Местные на нас смотрели с большим удивлением, но реагировали спокойно.

Единственный минус нашей разведки был в том, что мы не взяли карту прошлого года. Но потом пришли в гостинницу и быстро восстановили наш маршрут. А перед этим заглянули на мандатку, было рано, потом зашли через часик, но все равно за 10 минут до начала (14 часов). Встали в очередь первыми, и правильно сделали. Педантичные европейцы пришли ровно в 14.00 и быстро образовали очередь. А мы тем временем освободились и помахали им ручкой). Снова вернулись домой. Что делали дальше – уже не помню. Примерно, как в том стихотворении: «Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал».

Звонили домой, делили кровати, ходили друг к другу в гости. Потом снова гуляли по вечернему городу. Набережная. Площадка с тренажерами. Рыбаки. Мраморное море. Корабли на рейде. Голубая мечеть подсвечивается снизу и отлично смотрится с набережной (на фото вид из парка).

Ты здесь во сне ли, наяву ли…
Ты на Востоке ли, в Европе ли…
Красиво всё-таки в Стамбуле!
Но жаль, что не в Константинополе.

Ложусь спать. Вспоминаю, как много событий уместилось в последние 19 часов.

3 ноября. Давайте про ориентирование!

Ориентирование началось на следующий день. Автобусы для участников отправляются от Софии, мы туда приходим после завтрака, примерно в пол-девятого. Несколько автобусов уже ушло, новых пока нет. Рядом стоит команда шведов, все в клубной форме. Дети везде одинаковые - носятся по парку, наматывают круги вокруг достопримечательностей, не особо задумываясь о том, что некоторым из них уже больше тысячи лет.

Старт первого дня находится на юго-западе Стамбула, еще дальше, чем аэропорт. Прибыв туда, обнаруживаем симпатичный студенческий городок, мы размещаемся около местного спорткомплекса. В зале на баскетбольной площадке происходит открытие. Организаторы сделали все отлично: было незатянуто, необычно и интересно. Сначала, как всегда важные дядьки, типа министра спорта и президента федерации говорят приветственные речи. Потом по очереди вызывали представителей каждой страны-участницы с флагом. Украина по алфавиту была последней, флаг нес Николай Божко. Потом произошла символичная процедура соединения всех флагов воедино и такая лента висела на арене каждый день.

Вот так выглядят турецкие КП. Наверное, на них написано "Не снимать, идут соревнования!".

Первый день бегов в бюллетне называется классикой. На самом деле это дистанция в большинстве групп на 35-45 минут победителю, с большим количеством КП, масштабом 1:5000 и стандартом ISSOM. В общем это был длинный и колючий спринт, а последняя часть по студенческому городку. Бежать было весело. Сплошной толстой черной линией обозначены не заборы, и даже не дороги. А догадайтесь что? Водостоки! Минут через 10 после старта с услышал призыв с ближайшей мечети на молитву. Кажется, именно в тот момент я потерял полторы минуты на 7КП, выбежал на следующее.

В Стамбуле есть очарование –
Стоишь порою, рот разинув…
Совсем другое – утро раннее
В протяжных криках муэдзинов.

А вообще, у мусульман 5 обязательных молитв в день. Первая в 5.30, последняя – в 17.30. Хоть часы проверяй. Но это я отвлекся. Нас загнали с самому берегу лимана, а потом 2 КП резко наверх. Последнюю часть бежал не быстро, потому что после подъема сил уже не было, у студентов как раз была перемена и я лавировал в огромной толпе.

Финишировал. Мельком посмотрел карту, переоделся, начал общаться с нашими. Узнал, что Игорь Тримбой умудрился закрыть рукой петлю из 4-х КП и все их пропустить. Прибежал Дима Подячев, у него в распечатке значилось, что он отметил не то КП. Себя я нашел в финишном протоколе на 4 месте (группа М21А), обрадовался такому раскладу. В стартовом протоколе обнаружил Валентина Новикова (за несколько дней до начала соревнований его не было в заявках), прикинул, когда он должен прибежать и пошел посмотреть на него на финише, ну и на остальных наших.

На фото: финиширует Татьяна Божко.

Уж полдень близится, а Новикова нет. Один за другим финишируют украинцы, Новиков уже давно должен был прибежать. Даже если просто протрусить дистанцию, уже нужно финишировать. Но его нет. Так я его в этот день и не дождался. Позже я у него узнал, что он неправильно запомнил свою стартовую минуту (накинул лишний час), опоздал на старт и затем на самом деле трусил. Опоздание ему в дальнейшем вычли.

Сели в автобус ехать обратно. Тут я решил повнимательнее изучить свою карту и сплиты. Смотрю-смотрю, о-па, 24КП я не брал! Я его просто не видел. Пункты 23-24-25 расположены строго на прямой, в конце дистанции концентрация упала и я пропустил средний пункт. Обиднее всего, что дистанцию я почти не подрезал, и забежать на пункт стоило максимум минуту. Но самое удивительное то, что в финишном протоколе я висел… Но я думал, что меня еще снимут.

В первый день из нашей комнаты (Тримбой, Подячев, Кириченко и я) нормально прошел дистанцию только Виталик Кириченко. Ничего не скажешь – Чемпион Мира, пусть и по трейлу, пусть и экс.

Приезжаем, моемся, идем обедать к дедушке. Я уже баклажанов не брал, а взял грибы с картошкой. Был доволен как слон).

По дороге домой находим классный фруктовый базарчик. Интересно, что он работал только один день, а в остальные дни здесь была автостоянка.

Вечером снова гуляли. Пошли на набережную. Сначала накинулись на тренажеры, потом пошли дальше. Дошли до рыбного базара. Там находятся рыбные ресторанчики. Зазывалы на всех языках зовут нас отведать свежей жареной рыбы. Английский, немецкий, французский. Могут и по-русски: «слюшай дрюг, заходи».

Торговцы все – ну это ж надо! –
Распознают нас с полувзгляда.
Встречают тут же речью русской
И грузят нас своей нагрузкой.

Если денег много дашь,
Значит будешь "аркадаш”,
Если денег мало вдруг,
Значит будешь просто "дрюг”.

Дальше, собственно, рыбный базар. Огромное количество свежей рыбы и огромные овощи. Такой большой редиски я больше нигде не видел. Нашли рыбные сендвичи за 3 лиры. Очень вкусно и относительно дешево. Такие же есть и в заливе Золотой Рог, но там больше мусора в воде плавает и есть такую рыбу не хочется. А это прямо на берегу Мраморного моря.

Продолжение следует.

Часть 2, часть 3.

Категория: Отчеты о соревнованиях | Добавил: Admin (15.11.2010)