Главная » Статьи » Тренировки

Как провести интересную тренировку

В этой статье я попытаюсь обобщить известные мне нестандартные формы тренировок, проводящихся в форме соревнований. Большинство из них я узнал на «Зимних кубках Одессы». Авторство принадлежит Стояну Сергею и Тримбою Игорю. Хотя, может быть, они тоже об этом от кого-то узнали. Про банальное ориентирование в заданном направлении с нормальной картой и легендами упоминать не будем. Итак, начинаем.

Начнем с чего-нибудь попроще. Ну а что может быть проще дистанции «по выбору»? Организаторы расставили десятка два КП, дистанции для разных групп придумывать не нужно. Если лень с секундомерами возится, можно и старт общий дать. Главное не забыть сказать, сколько КП взять нужно (или сколько брать не нужно). Вот и возникает проблема: в запарке общего старта отбросить ненужные КП, а нужные мысленно соединить и превратить «выбор» в родное заданное направление. Самое трудное удержаться от соблазна перекроить порядок задуманного взятия КП и вконец запутаться, сколько пунктов взял и сколько еще надо взять. Совет начальнику дистанции: поставить возле старта КП, на которое так и тянет сразу побежать, но чтобы это не было наилучшим вариантом.

Круги прозрения. Смысл дистанции заключается в следующем: на карте нанесены лишь небольшие участки около КП и некоторые ориентриры по желанию начальника дистанции на перегонах. Остальная часть карты - белая. Отрабатывам азимутальный ход и контроль расстояния. Если боитесь, что участники потеряются на белой карте – можно провести соревнование-тренировку на знакомой местности.

Коридор. На карте нанесена лишь полоса движения от КП до КП шириной метров в 100. Остальное, как вы и догадались, залито белым цветом. Вылетел с коридора – считай, что вышел за карту. Нужно срочно возвращаться.

Еще одна разновидность бега по частично белой карте. Нужно оставить на карте лишь определенную группу знаков. Например, рельеф, контура, точечные ориентиры (прикольненько будет) или дорожную сеть. Бег только по рельефу – отличная тренировка, тут даже доказывать ничего не надо. Тем более, что изготовление такой карты технически довольно несложно, если карта нарисована в OCADе.

Маркировка. Ориентировщики старшего поколения наверняка помнят об этом виде соревнований. На старте участник получает карту с нанесенной точкой старта. Дистанция промаркирована на местности. По этой маркировке и нужно бежать и ожидать в любой момент увидеть КП. В точке нахождения пункта на карте нужно сделать прокол булавкой. За «непопадание» участник получает штраф в виде секунд или минут в зависимости от величины ошибки.

Ориентирование с элементами трейла (выбор КП по легенде). На старте участник получает обычную карту дистанции заданного направления с легендами. Ну а на местности его поджидают сюрпризы. Дело в том, что рядом стоит несколько КП (как в трейле), и нужно выбрать то, которое стоит точно в центре кружочка и соответствует легенде. Поверьте, на скорости это сделать совсем непросто, а надолго останавливаться около пункта тоже не хочется. За отметку не того КП из нужной группы снимать участника не нужно, можно дать штаф, минутку-другую.

Трейл наоборот (выбор легенды по КП). Снова участник получает обычную карту, но, на этот раз, не совсем обычные легенды. На каждое КП указано несколько возможных легенд, из которых нужно выбрать ту, которая соответствует имеющемуся на местности пункту.

По памяти. Тут тренировку можно организовать несколькими способами. В любом случае ориентировщик стартует вообще без карты, а только с ее отображением в собственной памяти. Можно установить карту с нанесенными КП только на старте и попросить участников взять определенное количество пунктов. Это, можно сказать, совмещение «выбора» с запоминанием необходимых КП. Второй вариант, наверное, чуть попроще. На каждом КП есть карта с нанесенным следующим пунктом. Если сразу взять КП не удалось, придется возвращаться и запоминать путь движения заново.

Эстафета одного участника. Из названия практически все ясно: участник последовательно пробегает три (или больше) дистанции на одной местности, получая новую карту при завершении очередного этапа. Чтобы участникам не было слишком просто, ставим КП разных этапов близко друг к другу. Вобщем, рассеивание как и в обычной эстафете.

Ромашка. Интересный способ поставить достаточно длинную дистанцию на относительно небольшой местности. Правда нужна электронная отметка, чтобы дистанцию не раскручивали. Дистанция организовывается в виде лепестков цветка с постоянным возвращением к базовому КП в центре. В Одессе этот цветок называют ромашкой. КП от центра можно располагать совсем рядом, метрах в 100-300, лепесток может состоять из 2-3 КП. Дистанция характерна постоянными крутыми разворотами после взятых пунктов. Лицам с неустойчивым вестибулярным аппаратом пробовать эту дистанцию разрешается только после согласования с врачем.

Супер-спринт на супер-масштабе. Можно совместить с «ромашкой». Интересно использовать масштабы порядка 1:2000 и совсем небольшую площадь на местности. Зрителям потеха, участникам – как ралли по горному серпантину, с постоянными разворотами и максимальной концентрацией внимания.

Ну и напоследок, вид ориентирования, часто используемый в соревнованиях туристов. Это «движение по линии». Смысл состоит в том, что линия движения произвольной формы нарисована на карте, а спортсмен должен как можно точнее двигаться по ней. Контрольные пункты не обозначены, но могут встретиться в любой момент на линии. Задача обычная – отметить все пункты за наименьшее время.

Удачных вам тренировок и стартов!

Об организации соревнований помещены еще две статьи в разделе "Переводы"

Категория: Тренировки | Добавил: Admin (30.09.2007)
Просмотров: 5728 | Рейтинг: 4.4/8