Главная » 2009 » Октябрь » 2 » Крымская сотка - 2009. Часть вторая
19:06
Крымская сотка - 2009. Часть вторая

Вторая часть отчета о похождениях команды «Утюги» в Крымской сотке – 2009. Первая часть.

Очередное КП – памятный знак с непонятными письменами на татарском. По дороге проходим мимо одинокого домика, лают собаки, мы не боимся, у нас альпенштоки. Из домика выбегает мужик и что-то нам кричит. Мы на полном морозе, просто уходим. Как оказалось позже, это был лесник, хотел проверить у нас маршрутный лист. Но мы же не знали что это лесник! Нужно учиться общению с клиентами. 16КП берем без проблем.

Теперь есть реальные варианты по выбору порядка взятия КП. Мы решили сделать так: 18-17-19-2021-22-23-24. Хотя, возможно, было лучше 17-19-20-21-22-18(радиалка)-23-24. Но мы все умнее после.

А пока путь на 18КП – триангулятор на хребте Азапсын-Сырт – выглядит вполне тривиально. На деле все не так просто. Тропы, идущие вдоль русла, размыты. В некоторых частях русла – реальные обрывы, по 20-30 местров высотой. Пока идем по дну русла. Здесь воды тоже нет. Когда должно быть пересечение с маркированным туристским маршрутом, мы видим здоровенный овраг, уходящий вправо, и тропу, ведущую по его левому берегу. По правому берегу вообще ничего нет, одни обрывы. Поэтому идем по левому, и с каждой сотней метров я убеждаюсь, что овраг становиться все глубже, и перейти его все нереальнее. А наша дорога постепенно исчезает. Ситуация хреновая. Где мы находимя я знаю довольно приблизительно, наше КП, по всей видимости, через очень глубокий овраг, как его обходить – непонятно. Настроение хуже некуда.

Выход один – как-нибудь взобраться на хребет, и по нему уже взять КП. Я вынимаю карту генштаба и начинаю понимать ситуацию. Овраги здесь нарисованы гораздо реалистичней (хотя карте 25 лет), есть дорога, по которой мы ушли влево. Влазим на хребет, берем триангулятор, обедаем. Где-то 13 часов дня. Все не так плохо, только вода почти заканчивается. Но на это как-то не обратили внимание. Сидим здесь примерно пол-часа, странно, что ни одна команда не появилась. Ведь еще утром мы ночевали в одном месте большой группой.

Нужно отсюда уходить на 17КП. Снова смотрю на генштаб, нахожу на нем дорогу, ведущую в нужном нам направлении. На местности в этом направлении тоже есть тропинка. Идем. И снова чудеса. Вот она есть – вот ее нету. Кажется, нас снова сносит, в сторону 22КП. Наверное нужно было проявить гибкость и пойти на него, а потом уже делать петлю на север. Хотя, с другой стороны, все равно 22КП замечательно берется между 21КП и 23КП и нет особого смысла брать его раньше. Но там есть вода, и она гораздно ближе, чем на 17КП. Так что все неоднозначно. У меня в мозгу никакой гибкости в этом момент не оказалось и мы пошли, как ранее планировали, на 17КП. Вернулись немного назад, и начали двигаться по рельефу в нужно направлении.

Хочеться пить. Нужно выйти хотя бы к хорошей грунтовой дороге (сплошная черная линия на карте), оттуда будет уже психологически легче топать. Пока ловим какую-то тропку и спускаемся по ней к заброшенному источнику. Воды там нет и близко. Теперь до вожделенной дороги нужно набрать метров 120 высоты. Плохо только, что лес заросший и подъем довольно крутой. Плюс мешают рюкзаки, постоянно цепляются за какие-то ветки. По рельефу вылазим наверх, но ожидаемой грунтовки нет! Есть дорога, давно неезженная, полузаросшая. Непонятно. Неужели мы вообще не на тот холм вылезли? Мы уже довольно долго без воды, и отсутствие ожидаемой дороги совсем не радует. Пытаюсь снова вспомнить все детали пути от триангулятора: рельеф, направление и пытаюсь понять где же мы могли оказаться через час с лишним блужданий по лесу. Никаких похожих параллельных вариантов на карте не видно. Делать нечего, нужно идти.

Дорога ведет куда нужно, рельеф совпадает, и это ободряет. Похоже, что ее просто нанесли не тем знаком. Но пить хочется все сильнее. До родника (если будет все хорошо) еще минут 30-40.

Тут мы попадаем на поле с ежевикой. Нашему счастью нет предела. Она мелкая и суховатая, в другой раз и не посмотрел бы на нее, но сейчас оторваться невозможно!

Минут через пять идем дальше. До родника совсем немного осталось, около километра. Я чуть отстаю, чтобы перешнуровать ботинки. Кроссовки я уже сменил, они мне стали натирать ахилл на правой ноге. Еще мизинец и безымянный палец на той же правой ноге поссорились и начали натирать друг друга. Все проблемные места залепляю пластырем. Этих самых мест становится все больше. Тут дело даже не в том, что обувь плохая. Бывает попадет в обувь какая-то веточка или маленький камешек. Сначала не обращаешь внимание, а через час уже имешь мозоль.

Так вот, пока я разбирался со своими ногами, команда ушла вперед и пропустила нужный поворот. Я их догнал уже на поле. Начали потихоньку ругаться. Обстановка была напряженная оттого, что мы уже около двух часов (или больше) были без воды и нервы у всех начали потихоньку сдавать.

Общими усилиями (и снова с картой генштаба) нашли родник и несколько команд на нем. Пить. Пить. Еще пить. Литр можно выпить не задумываясь. И потом еще. Небольшой перекус. Команды рядом, вода есть, мы снова приободряемся и с новыми силами бросаемся в борьбу!

Следующие 2 КП в пещерном городе Бакла. Я, наученный горьким опытом, кладу в файл две карты: туристскую и генштаб. Теперь можно быстро их сравнить и принять решение.

До пещерного города доходим без приключений.

Перед ним бросаем рюкзаки и быстро берем два КП: здоровенный камень на входе в город и памятный крест первым христианам. Спускаемся к рюкзакам. Закат. Темнеет быстро.

Сил соображать уже нет, поэтому совершаю тактическую ошибку при выборе варианта на 21КП. В темноте он должен быть как можно более надежным и по хорошим дорогам.

А мы идем к диоритовому карьеру, от него должна быть тропа по оврагу, спускающая нас к дороге к следующему КП. К карьеру подходим без проблем, а найти в темноте начало тропы – большая проблема. Блуждаем где-то вокруг, видим еще одну команду. Они, как и мы, ушли правее и теперь ищут спуск. Но нормального спуска нет: крутой склон, местами обрывы, ежевика с шиповником, темнота. Решаем вернуться обратно на карьер и снова искать тропу. Посветив, как следует фонариками, находим спуск, идем по тропе. Андрей идет первым. Тропа где-то теряется, потом снова появляется. Потом снова теряется и снова появляется. Ноги гудят. Наш ходовой день длится уже 16 часов.

Выходим к руслу. Теперь до места ночевки около километра, но уже почти нет сил радоваться. Хочется просто лечь, вытянуть ноги и все. Даже кушать не сильно хочется. Подходим к 21КП, озеро. Находим место для ночевки рядом с ручьем. Ужинать и отдыхать. Я ложуть спать первым, остальные гоняют чаи по второму разу. Помню, как все забрались в палатку, меня очень быстро вырубило.

У какого идиота звонит мобильник!!! Только уснул!!! Кажется, это будильник, 5.00, 27 сентября, пора вставать. Сон был очень крепким. Меня выключили и включили точно по расписанию. Остальных также.

До финиша осталось всего 4КП, в том числе и то, возле которого мы стоим. Утро очень холодное, вылазить из спальника не хочется. Вообще ничего не  хочется, только спать. Но делать нечего, потихоньку расшевеливаем себя и начинаем завтракать, потом собираться. Но собираемся очень долго, выходим только в 6.45. Мимо нас уже ушла с КП одна команда. Кажется, это была команда «Маринад». Мы их почти догоним к финишу, но на последний КП они заберутся быстрее.

Выходим. Какая холодина, термобелье с ночи не снимаю и иду пока в нем, одев поверх еще нейлоновые штаны, свитер и куртку.

Фоткаемся на озере, уходим с него и встречаем еще две команды. Бродвей, ё-моЁ! Одна из этих команд – команда «Команда». Мы стараемся от них уйти, но ненадолго, километра на 2-3, потом нас догоняют. Но им все равно еще брать 18КП, тот самый триангулятор, который вчера забрал у нас так много сил, как физических, так и моральных. Поэтому после 22КП мы расходимся.

На 23КП – участок с довольно крутым спуском. У нас в команде у двоих болят колени, а на спуске это сущие мучения. Тем не менее, идем бодро, перед КП видим уходящую оттуда команду «Маринад».

Теперь осталось только подняться до поселка Научный (Крымская астрофизическая обсерватория) и на финиш! Доходим по дороге до оврага, начинающегося справа. Вдоль него должна быть тропа. Но овраг очень размыт и никакой тропы вдоль него нет. Дежавю (см. 18КП).

Пытаемся что-то найти, но безуспешно. Решаем идти пока по руслу, и при случае уйти от него влево. Так и делаем, но внезапно появившаяся тропа, так же внезапно и исчезает. Этого добра в Сотке мы уже насмотрелись, поэтому без особых колебаний идем напролом. А склон засажен молодыми сосенками и, как водится, ряды идут по горизоналям, а нам нужно вверх, т.е. продираться перпендикулярно через все эти ряды. Мы продираемся. Возле первой вершинки находим дорогу и идем по ней. Переваливаем вторую вершинку, до Научного рукой подать.

24КП – нижнее озеро у поселка Научный. Находим озеро. Не то. Значит верхнее. Нижнее – ниже. Все просто.

На КП – техэтап с отдельным зачетом. Через озеро натянута переправа длиной около 25 метров, есть вытяжная веревка. Нужно вскипятить и перправить на противоположный берег кружку с водой. Сверху кружку закрывать нельзя.

Наше решение: положить кружку со складывающейся ручкой в кулек, замотать кулек по верхнему периметру кружки пластырем и в таком виде переправить. Воде выливаться при таком раскладе просто некуда. Судьи все равно узрели, что немного воды вылилось и дали минуту штрафа. За этот мы поделили первое место с еще одной командой.

На этом Крымская сотка-2009 для нас практически завершилась. До финиша ведет маркировка. Идем, финишируем. Результат - 47 часов. Особой эйфории нет, но все равно ясно, что мы в десятке. Точное место судьи сказать не могут, пока не проверят фотографии лидеров. После финиша получили "Серебряные майки" за предыдущий год, и наклейки на кружки - за этот. По всей видимости, за эту сотку нас тоже ждет комплект серебряных маек. Золотые дают первой пятерке, второй - серебряные, третьей - бронзовые.

Самое обидное, что мне нужно в понедельник на работу, поэтому нет времени расслабляться на финише, нужно идти в Научный и оттуда уезжать в Симферополь. Остальные члены команды направляются в Балаклаву отдыхать. Везет им.

В поезде Симферополь-Одессе едет много участников сотки. Беседую с победителями, командой Романтик-Одесса (Тесленко Миша, Гнатовский Андрей, Соломичев Толик и Аренкин Витя). Они рубились за победу с командой Севастополя. Третьими стали одесситы из команды «Одесса-Восточная».

Остновные выводы:

- нужно поднимать физику. Команда идет с той скоростью, с которой может идти самый слабый участник. У победителей эти скорости явно выше.

- уменьшать вес рюкзака. У нас вроде бы и так не было лишних вещей, но, посмотрев на рюкзаки романтиков, я понял, что лишних вещей у нас полно.

- третий вывод: все победители идут с GPS. При плохих картах он реально помогает. У нас было 3 момента, когда GPS мог бы сэкономить нам время (всего около 2-х часов, наверное). В остальном  карты и компаса вполне достаточно. Наша команда, чуть ли не лучшая из тех, что шел без GPS.

К слову, длина трека у победителей получилась 95 километров. Общее время – 27 часов. Время движения – 16 часов, остальное – ночевка, отдых, различные технические остановки.

Пока есть результаты по времени прихода. Мы пришли 10-ми. Учитывая, что примерно 3 команды, пришедшие ранее, взяли не все КП (а за каждое невзятое КП – штраф 5 часов), то у нас должно быть где-то 7-е место. Всего на финиш пришло 40 команд.

Уже участвовал в сотке пять раз. Скажу честно, очень хочется выиграть эти соревнования. Может шестая попытка будет счастливой? Или ждать седьмой?